Календарь истории / 162 лет со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова

162 лет со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова

Великого русского живописца, Академика живописи, Заслуженного деятеля искусств РСФСР и Лауреата Сталинской премии.

Михаил Нестеров родился в Уфе 19 (31) мая 1862 года в религиозной купеческой семье. Его мать, Мария Михайловна, происходила из старинного рода Ростовцевых, а отец, Василий Иванович, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. В городе он пользовался большим уважением, слыл человеком резким, независимым, но предельно честным.

В семье любили и ценили искусство. Поэтому, когда родители заметили художественный талант маленького Михаила, то приняли в сыне самое живое участие. Несмотря на то, что в провинциальном городе художников традиционно держали за людей с неудавшейся судьбой, это не помешало отцу отправить Михаила Нестерова учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Во второй половине XIX века среди преподавателей школы были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов, ставший любимым учителем живописца. Но, пребывающий в поисках своего художественного языка и оттого постоянно недовольный собой, Михаил Нестеров перебирается в Санкт-Петербург, где поступает в Академию Художеств. Академия Художеств надежд юноши не оправдала, и уже через год он вернулся в Москву, чтобы продолжить обучение у Василия Перова. Но своего учителя Нестеров застал уже при смерти. Так его преподавателем стал Алексей Саврасов.

Уже в школьные годы Михаил Нестеров начал выставлять работы на ученических выставках. Среди его полотен раннего периода (1879—1884) можно отметить картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества.

Лето 1883 года молодой художник провел в Уфе, где познакомился со своей будущей женой Марией Ивановной Мартыновской. Отец и мать Нестерова были против их брака. Живописец уехал в Петербург зарабатывать звание свободного художника и тяжело там заболел, а Мария Ивановна в весеннюю распутицу на лошадях из Уфы бросилась его выхаживать. Там они и обвенчались без благословения родителей.

Через год у молодой семьи родилась дочь Ольга. Этот день, по словам художника, и был самым счастливым днем его жизни. Но через сутки после родов молодая мать умерла. Образ Марии Мартыновской оставался с Нестеровым долгие годы. Ее черты можно узнать во множестве его работ разных лет – от иллюстраций к Пушкину до росписей храмов.

Заканчивая Московскую школу ваяния и зодчества у Владимира Маковского, Михаил Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени «Приём послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным». В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника. К концу 1880-х годов он развивает тему допетровской эпохи, работая над картинами «Встреча царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской», «Поход московского государя пешком на богомолье в XVII в.», «Свадебный поезд на Москве в XVII в.».

В 1889 году двадцатисемилетний Нестеров предлагает свою картину «Пустынник» на XVII передвижную выставку. Еще до открытия на полотно обращает внимание Павел Третьяков и приобретает его для своей галереи. Это одна из первых работ, заявившая особый почерк художника. Дальше тема ухода от мирской суеты, мира русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, станет одной из ключевых в его творчестве.

На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Вернувшись на родину, художник поселился в деревне Комякино неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. Там он начал работу над первым полотном в цикле картин, посвященных житию Сергия Радонежского: «Видение отроку Варфоломею». Работа была представлена на XVIII передвижной выставке 1890 года и снова вызвала ажиотаж.

Как и «Пустынника», ее приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал «Варфоломея» лучшей своей картиной и повторял: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям – значит, он живой, значит, жив и я».

В 1880 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и отправился в Европу изучать византийскую живопись. Позже по настоянию цесаревича Георгия он познакомился и с древними фресками грузинских храмов. Интересно, что в интерьерах церквей Михаила Нестерова прослеживается стилистика вошедшего в моду модерна. И именно эта живопись принесла ему настоящую известность, хотя сам художник относился к своей работе весьма и весьма сурово.

«Все более и более приходил я к убеждению, что стены храмов мне не подвластны», – писал позже Михаил Нестеров. «Свойственное мне, быть может, пантеистическое религиозное ощущение на стенах храмов, более того, в образах иконостасов для меня неосуществимо. Решение отказаться от церковной живописи медленно созревало…»

В 1901 году Михаил Нестеров отправился на Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Отчасти эта поездка была связана с работой над большой программной картиной «Святая Русь». Под впечатлением путешествия были также написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень произведений с соловецкими мотивами не заканчивается – они ещё долго звучали на его картинах. В 1902 году художник представил на обозрение публике «вчерне» законченное произведение. Именно в эти дни он познакомился со своей второй женой Екатериной Петровной Васильевой.

Интересно, что персонажи религиозных картин Михаила Нестерова иногда обладают портретным сходством с близкими художника и его известными современниками. Так в картине «На Руси» вместе с народом идут писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. Нестеров особенно почитал Достоевского. За фигурой писателя он поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова.

После революций 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси». Только в начале 1920-х годов он вплотную обратился к портретной живописи. В 1923 году художник написал одно из лучших своих полотен «Девушка у пруда», где изобразил младшую дочь Наталью. Позже он так писал об этой работе: «Вышел, говорят, не хуже, чем в молодые годы, свежо, нарядно. Она сидит у пруда в серый день в голубом платье типа «директория», в белой косынке на плечах и белой шляпе соответственного фасона. В целом получилось нечто вроде Шарлотты Корде!»

Среди его портретов того времени – портрет академика Павлова, за который живописец получил Сталинскую премию. Интересно, что сам Михаил Нестеров заказы на портреты никогда не принимал. Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне».

Михаил Нестеров оставил после себя интереснейшие воспоминания. Книга вышла в начале 1942 г. под названием «Давние дни» и имела большой успех. Скончался художник на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.


В трудное время после революции 1917 года в Зайцево к В.Н. Бакшееву приезжает вместе с семьей прославленный живописец Михаил Васильевич Нестеров. Здесь мастер живет и работает более четырех лет.

«По случаю дождей, – писал оттуда Михаил Васильевич 20 августа, – пришлось почти все лето проработать в мастерской (прекрасной, специально выстроенной). Написал 8 вещей, из них 3 новые картины – «Старец», «Дозор» и «Молитва», 4 повторения для Америки и портрет Натальи на воздухе».


Лившиц, А.С. Зайцево [Текст]/А.С. Лившиц, И.И. Попов//Одинцовская земля.— М., 1994.– с. 196.— (Серия«Энциклопедия сел и деревень Подмосковья», ISBN  5.207.00090—Х)

Яндекс.Метрика