Культура / КУЛЬТнаследие / Одинцово: два вокзала и один город

Одинцово: два вокзала и один город

Контакты

Телефон:

Описание

Так получилось, что город Одинцово связан с именами самых известных архитекторов русского модерна Фёдора Шехтеля и Льва Кекушева. Память об их работе на одинцовской земле удалось сохранить до наших дней.

Обо всём по порядку. Всё началось со строительства в 1869 году Московско-Смоленской (с 1871 года Московско-Брестской) железной дороги, исполнителями которого были «Рижский торговый дом А. Шепелер и К°» и «Банкирский дом братьев Зульцбах» из Франкфурта-на-Майне. 20 сентября 1870 года для движения первых поездов был торжественно открыт участок железной дороги Москва-Смоленск, проходивший через Одинцово.

Село Одинцово было весьма популярным дачным местом потому, что в окрестностях его располагалась Императорская усадьба «Ильинское-Усово», приобретённая Императором Александром II в 1864-1866 годы. Царственные соседи, древние лесные угодья делали Одинцово притягательным местом, в которое устремились на отдых москвичи, теперь уже и по железной дороге.

При подготовке к празднованию дней коронации 1896 года Министерством Императорского Двора был утверждён план, согласно которому стало ясно, что Император после торжеств планирует отдых в подмосковном имении «Ильинском-Усове». Так в Одинцове по случаю коронации Императора Николая II и готовящегося визита, по проекту архитектора Ф. Шехтеля был построен первый деревянный вокзал. Вернее, это был Царский павильон. Его высокий деревянный шатровый объём был раскрепован мелкими деталями с декоративными кокошниками. Также к нему предусматривались дополнительные элементы. На единственной тогда платформе был установлен специальный навес-павильон от непогоды, закреплённый на десяти парных столбах. Только этот навес и сохранился, когда деревянный вокзал сгорел в 1898 году. Эти же навесы продолжали служить пассажирам на протяжении более 100 лет. Мало кто догадывался, что под толстым слоем зелёной масляной краски скрывалась работа самого яркого архитектора московского модерна Фёдора Шехтеля.

Когда в 2016 году начался «Усиленный текущий ремонт и реконструкция пассажирской инфраструктуры», исторический навес на платформе Одинцово был демонтирован. Комитет по культуре Администрации Одинцовского городского округа внимательно следил за судьбой артефакта. Сейчас оригинальный навес-павильон, отреставрированный, очищенный от следов бытования и загрязнения, выставлен в Музейно-производственном комплексе паровозного депо «Подмосковная» как уникальный экспонат.

С1898 по 1902 год в Одинцове по проекту архитектора Л. Кекушева было возведено новое каменное здание вокзала, где были устроены парадные комнаты для пассажиров 1-го и 2-го класса и сделан выход на платформу. Второй этаж отведён под служебные помещения и хранение багажа. Вокзал выстроен из красного кирпича, фасадные украшения окрашены в белый цвет.

Теперь, после долгих перипетий с одинцовским вокзалом, мы можем с уверенностью сказать, что историко-культурное наследие удалось сохранить. В 2019 году здание одинцовского вокзала получило статус объекта культурного наследия регионального значения, которое, надеемся, ещё послужит исторической памяти нашего города.

#одинцововокзал #одинцово #комитетпокультуреодинцово #культнаследиеодинцово #подмосковье

Адрес

Карта

Яндекс.Метрика