КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Новости / «… В названии значится – Голицыно…»
Поделиться:
«… В названии значится – Голицыно…»
В фондах музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим» хранится автопортрет Бориса Чернышёва (1906-1969) –скульптора и художника. В названии значится – Голицыно. На плече гимнастерки – погон. Эту работу Борис Петрович написал в подмосковном посёлке в декабре 1943 года во время Великой Отечественной войны. За плечами у художника было обучение в Тесницких военных лагерях под Тулой, затем в Поволжье, впереди – бои на Западном фронте в составе орудийного расчёта, затем в Забайкалье, а после – в Манжчурии. В Москву художник вернулся в 1946 году. За боевые заслуги был награждён Орденом Славы 3 степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги».
Выпускник Высшего художественно-технического института (мастерская Льва Бруни) и Ленинградского Института пролетарского изобразительного искусства, Борис Петрович до войны работал в мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР у Льва Бруни и Владимира Фаворского. Принимал участие в конкурсе проектов Дворца Советов, в создании интерьерных росписей Центрального театра Красной Армии и др., преподавал в МАРХИ.
В 1946-м, после демобилизации, трудился в Архитектурных мастерских Владимира Гельфрейха и в качестве макетчика участвовал в проектировании здания МИД на Смоленской площади, а в 1950-е годы под руководством Павла Корина выполнял композиции для оформления кольцевой станции метро «Комсомольская». В 1957 году к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве создал два мозаичных панно: «Юноша с Огненной земли» и «Девушка с Маркизских островов» из серии «Гости фестиваля в Москве» на здании Зеленого театра в ЦПКиО имени Горького, участвовал в оформлении фасадов многих известных зданий в Москве. Мозаичные панно Бориса Чернышева обладали особой «поэзией». Вот как о его работах писал Марк Харитонов: «При мысли о Борисе Петровиче мне как-то вспомнились слова философа: «Добродетель (благо) не нуждается в награде (блаженстве), ибо она сама есть блаженство» … Он ходил в потертом пальто, старой ушанке, потрепанных брюках; на улице, при случайной встрече, можно было принять его чуть ли не за нищего - покуда не всмотришься в лицо: удивительной, одухотворенной красоты. Тонкие черты, тонкий, остро изогнутый нос, седеющая борода, рыжая буйная шевелюра, голубые яркие глаза - таким, казалось мне, мог быть Андрей Рублёв».
«В «оттепельное» время, обострившее потребность в самовыражении, и сам Борис Петрович, и его работы являли собой некий противовес мертвящей фальши и казенному пафосу официального искусства. При этом сам художник ни в какой «оттепели» не нуждался, так как был всегда внутренне творчески свободен. Идеологические догмы и мифы не имели над ним власти… Дмитрий Жилинский свидетельствовал, что «при Чернышеве нельзя было сфальшивить, компромиссно высказаться о живописи. В то время, когда все рвались к чинам и званиям, Борис Петрович жил исключительно искусством». Н. Махарашвили. Человек, который собирал камни. Газета «Русская мысль». Париж, 15-21 апреля 1999 г.
К мозаикам, выполненным из естественного камня с применением рельефа, относят композицию «Москва» на фасаде дома № 43/2 по Ленинградскому проспекту в Москве и мозаику на пилястрах Дома пионеров на Миусской площади (улица Александра Невского, д. 4). В технике мозаики с применением естественной местной гальки была выполнена роспись холла пансионата Президиума Верховного Совета СССР в Крыму, турбазы ЦДСА в Кудепсте. Оба объекта создавались Чернышёвым совместно с художницей Т. А. Шиловской. Их творческий тандем начался в Москве с работы над панно «Искусство» во дворе жилого дома на улице Усиевича. На фасаде того же дома был установлен фрагмент мозаики «Тамара», созданный Чернышёвым в процессе работы над панно к проекту памятника М. Ю. Лермонтову.
В 1960-х годах делал мозаики для пансионата на Клязьминском водохранилище: «Мужество», «Грация» и «Юная», нашедшие место в экстерьере; «Весна», «Индия», «Дубовый листок» и «Композиция», а также — «Девушка с золотыми волосами», установленные в холлах отдельных корпусов.
Борис Петрович скончался 25 января 1969 года. Похоронен на родине — на сельском кладбище посёлка Свердловский (с. Городищи) Щёлковского района Московской области. Работы мастера находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств, Рязанского областного художественного музея имени И. П. Пожалостина, Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых и др.
Изображения:
- Б.П. Чернышев
Автопортрет в Голицыно. 1943
Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим».
- Студент Б. Чернышёв за работой над фреской на стене Вхутеина. 1930
- Борис Чернышёв в своей мастерской. 1963-1964
- Порт-Артур. Рыбачьи лодки. 14 января 1946
- Панно «Кутузов». Станция метро Комсомольская-кольцевая. 1954
- Б.Чернышёв и его макет высотного здания на Смоленской площади. 1948
© 2024. Комитет по культуре Администрации Одинцовского городского округа Московской области