Новости / История русского театра. Спектакли XVIII века

История русского театра. Спектакли XVIII века

История русского театра. Спектакли XVIII века
Дата: 
15 февраля 2024


Мы продолжаем серию публикаций Одинцовского Народного театра из рубрики «За театр». В этот раз речь пойдёт об истории русского театра и спектаклях XVIII века. 
Первое представление на Руси состоялось в правление царя Алексея Михайловича еще в XVII веке, 17 октября 1672 года. С тех пор, в течение почти 100 лет, развитие искусства театра шло в России неравномерно. Государи российские то принимались развивать театр, затрачивая на его становление силы и средства, то, занятые важными государственными делами, отстраняли свое попечение от театральных дел. Но с середины XVIII века, под воздействием часто гастролировавших в России зарубежных актерских трупп, театр пошел в рост. Новое дворянство, сформированное Петром Первым, охотно перенимало европейское развлечение и ставило в своих покоях домашние спектакли. Какие же темы были привлекательны для актеров и зрителей XVIII века, как назывались спектакли, и какие персонажи в них действовали?
В основном, в репертуаре домашних театров были нравоучительные, полные морализаторства, пьесы, где действовали благородные рыцари, цари, принцессы и королевичи, а также персонажи-символы, персонажи-аллегории. Так, в одном из спектаклей в числе действующих лиц были Милость Божья, Гнев Божий и Церковь Православная. Действовали в пьесах и греческие боги вперемешку с римскими – Аполлон, Венера,  Юпитер, Меркурий, Бахус и другие. С ними рядом соседствовали Совесть, Жалость, Верность, Слава, Предуведение, Смерть. Смерти противостоял Купидо – образ вечной любви. Эту роль исполнял совсем юный актер, одетый во все белое. Костюм Купидо дополняли белые крылья за спиной, а в руках он держал красное сердце с горящей внутри свечой. 
Имена «простых» героев пьесы стоят того, чтобы о них рассказать. В «Гистории о Калеандре и Неонилде» наравне с перечисленными выше персонажами, были еще: царь Антигрин, его дочь – царевна Тигрина, шах татарский Аглорим, черкесский царевич Алколес;  царь Целюдор с сыновьями Палиендром и Полиартесом, ну, и, собственно сами Калеандр и Неонилда. Но это еще не все! Во второй части  представления являлись Красота, Мудрость, Любовь, Богатство, Время, Сила, Честь, Проблема  и некая Шпинальба, сестра турецкого султана, которая соблазняла Калеандра и уводила его от Неонилды. 
А полное название спектакля звучало так: «Гистория о Календре цесаревиче греческом и о Неонилде цесаревне трапезонской». 
История каждого героя рассказывалась на сцене подробно, иногда от самого его рождения. Да и сам спектакль шел два-три дня. Часов по пять-шесть в каждый из дней. Не такое это простое дело – ходить в театр!  




Яндекс.Метрика