Новости / Из истории Кустарного музея

Из истории Кустарного музея

Из истории Кустарного музея
Дата: 
26 декабря 2023


Важным событием в развитии кустарных промыслов в России стало открытие в 1885 году Торгово-промышленного музея кустарных изделий московского губернского земства (в наши дни это Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). О необходимости его создания всерьёз заговорили после Всероссийской художественно-промышленной выставки, которая прошла в Москве в 1882 году. Разрозненные кустарные производства нуждались не только в координации, необходимо было единое выставочное пространство, где были бы собраны лучшие образцы продукции. Сергей Тимофеевич Морозов, стоявший у истоков создания музея, мыслил шире – он создал единый механизм, благодаря которому кустари получили возможность реализовывать свою продукцию в России и за рубеж, обучаться новым техникам производства, совершенствоваться и создавать новые оригинальные работы. В коллекцию музея вошли предметы из лозы, которые Сергей Тимофеевич приобрёл на Всероссийской художественно-промышленной выставке. В 1885 году он выкупил здание в Леонтьевском переулке в Москве. Помимо выставочного отдела в музее были открыты столярно-резная и отделочная мастерские, торговый отдел, а также музей образцов, открывшийся в 1907 году для мастеров-ремесленников. В экспозиции музея была представлена продукция Вязёмского складочно-потребительского общества. 
Директором стал искусствовед Николай Бартрам, благодаря которому удалось спасти и возродить Богородский промысел, превратив Сергиев Посад в «столицу игрушечного царства». Из-за слабого здоровья Николай Дмитриевич не смог закончить образование в реальном училище в Москве и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он ушёл в частную мастерскую художника Николая Мартынова, обучавшего таких мастеров живописи, как Мария Якунчикова, Василий Ватагин, Михаил Езучевский. В начале 20 века в книгах издательства И.Сытина можно было увидеть иллюстрации Н.Бартрама. Например, в «Сказке про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» Д. Мамина-Сибиряка (1918) и «Сказке про царя Салтана» А. Пушкина (1923). Бартрам сотрудничал с детскими и юмористическими журналами – «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Потеха и дело», «Шут». И первым в России придумал такие приложения к журналам: плотные листы с картинками-выкройками, вырезая и склеивая которые, дети получали самодельные игрушки.
В 1904 году Бартрам возглавил художественный отдел Торгово-промышленного музея кустарных изделий московского губернского земства. Здесь создавались и внедрялись новые образцы новые образцы русских народных промыслов.  К работе над созданием образцов для кустарей Бартраму удалось привлечь Аполлинария и Виктора Васнецовых, Сергея Малютина (первая матрёшка придумана им как образец для этого музея), Ватагина и многих других профессионалов. Николай Бартрам первым в России взялся за создание архитектурной игрушки. Проведя обмеры исторических сооружений, он сделал игрушки «Красные ворота», «Сторожевая башня», «Сухарева башня», композиции «Городок XVII века», «Уголок старой Москвы». Николай Дмитриевич проводил выставки в Музее кустарных изделий. Интересно его замечание, опубликованное в 1909 году в брошюре «Игрушка прошлого и настоящего»: «Фабричная бездушная игрушка незаметно уничтожает в ребёнке эстетические запросы... Надо поторопиться собрать старые и народные игрушки, пока ещё не всё уничтожено и не всё разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».
В следующих публикация мы продолжим рассказывать о Кустарном музее и его создателях, благодаря которым в России возрождались и сохранялись народные промыслы, в том числе и лозоплетение. 

По материалам: https://www.i-podmoskovie.ru/history/nikolay-bartram-tsar-igrushek-drug-krestyan-chast-1/

 
  
  
  
 



Яндекс.Метрика