Новости / К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина

К 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
Дата: 
6 июня 2024


6 июня исполнилось 225 лет Солнцу русской поэзии – Александру Сергеевичу Пушкину. Александра Сергеевича по праву можно назвать жителем старинного Звенигородского уезда, молодые годы поэта прошли под молитвенным покровом преподобного Саввы Сторожевского. Звон монастырских колоколов достигал Захарова — имения бабушки поэта Марии Алексеевны Ганнибал, расположенного в 13 верстах, семья Пушкиных неоднократно посещала монастырь.
Через много лет, находясь за тысячу верст в Кишиневе, Пушкин начал новую, неосуществленную им поэму, которая открывалась описанием Саввино-Сторожевской обители:

На тихих берегах Москвы
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простерлись по холмам
Вовек не рубленые рощи,
Издавна почивают там
Угодника святые мощи…
1822

По отношению к памяти святого преподобного Саввы Сторожевского Пушкин выступил в роли настоящего исследователя-агиографа. Он перевёл, вернее, переложил с церковнославянского на современный ему литературный язык древнее «Житие» Саввы Сторожевского. Автограф «Жития» по сей день хранится в Пушкинском Доме в Петербурге. 
Мысль, о переложении «Жития св. прп. Саввы Сторожевского»,  возможно, пришла к поэту после посещения Саввино-Сторожевского монастыря, накануне женитьбы летом 1830 года Пушкин приводит текст по «Прологу» XVII века, на который ссылался и Дмитрий Ростовский. 
В советское время текст переложения «Жития» обходили стороной, особенно в XX веке, даже академическое издание сочинений поэта о нём «забыло», ведь мощи святого были изъяты, а монастырь закрыт. Переложение жития  получилось удивительно кратким и лаконичным.
Работа над Житием св. прп. Саввы первый и единственный опыт подобного рода в творчестве Пушкина.
Текст приводится по изданию: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 7. М., 1962.
«Декабря 3. Преставление преподобного отца нашего Саввы игумена святыя обители Пресвятой Богородицы, что на Сторожех, нового чудотворца.

Из Пролога. Преподобный отец наш Савва от юности своей Христа возлюбил, а мир возненавидел и, пришед к преподобному Сергию, принял ангельский образ и стал подвизаться, угождая Богу постом, бдением, молитвами, смиренномудрием и всеми добродетельми, желая небесная блага приять от Господа. Многие искушения претерпел он от бесов, но победил их помощию вышнего и над страстями воцарился. Тогда, по наставлению учителя своего, великого Сергия, отошёл он от обители Святыя Троицы и поселился в пустыне на горе, называемой Сторожи, в верху Москвы-реки, в расстоянии одного поприща от Звенигорода и сорока от града Москвы. Там святый иночествовал в безмолвии, терпя ночные морозы и тяготу жара дневного. Услыша о добродетельном житии его, многие иноки и люди мирские от различных мест начали к нему приходить, дабы жить при нём и от него пользоваться. И принимал он всех с любовию, и был им образец смирения и иноческих трудов, сам черпая и нося воду и другие потребности правя, научая тем братию не лениться и не губить дней своих праздностию, изобретательницею всего злаго. Потом некий христолюбивый князь, пришед к блаженному отцу Савве, умолил его построить храм на том месте и сумму, нужную на создание оного, дал святому. И святой прошение князя исполнил и построил храм Честнoго и Славного Рождества Пречистой Богоматери и обитель пречудесную и великую для душеспасительного пребывания в ней иноков. Там он добре пас во имя Христа собранное стадо, водя оное на пажить духовную, и быв некогда единожителем божественному Сергию, сотворил многие добрые дела о Господе. В поздней старости впал он в болезнь телесную и, недолго пострадав, призвал братию и поучал их божественным писаниям, наказывающим хранить чистоту телесную, иметь братолюбие, украшаться смирением и прилежать посту и молитве. Тогда поставил им в игумены одного из учеников своих и всем братиям заповедал пребывать у игумна в послушании и в повиновении. Наконец дав им всем мир и последнее целование, в добром исповедании предал душу в руце Божии декабря 3-го дня, во всём благоугодив Владыке своему, Христу. Услышав о преставлении святого, князья и бояре, и окрест живущие, и все христолюбивые граждане Звенигорода стеклись с великой любовию на погребение отца, принесши с собою больных своих, и, проводив его псалмопением надгробным, положили его с честию в им построенной церкви Пресвятой Богородицы, на правой стороне. Честные его мощи и до нынешнего дня многие и различные исцеления источают приходящим с верою, во славу Христа, Бога нашего, угодниками своими и по преставлении их преславные чудеса творящего, ему же слава ныне, и присно, и во веки веков, аминь.»

 
  
  
 




Яндекс.Метрика