КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Новости / Ко дню рождения композитора, пианиста и педагога Сергея Ивановича Танеева
Поделиться:
Ко дню рождения композитора, пианиста и педагога Сергея Ивановича Танеева
25 ноября исполняется 167 лет со дня рождения выдающегося русского композитора, пианиста, педагога, теоретика музыки Сергея Ивановича Танеева. В деревне Дютьково, где композитор проживал на даче с 1908 по 1915 годы, расположен его Дом-музей.
Впервые С.И.Танеев приехал в Дютьково в мае 1908 года по приглашению своего ученика – хорового дирижера В.А.Булычева. С тех пор каждое лето, а иногда и зимой он снимал дачу в этой живописной деревушке. Он создал здесь свои лучшие хоры – на стихи Я.Полонского и Ф.Тютчева, Сонату для скрипки и фортепиано, романсы на стихи поэтов-символистов и др. В Дютьково приезжали многие ученики С.И.Танеева. Здесь 6 (19) июня 1915 года он скончался.
В экспозиции, посвящённой жизни и творчеству Танеева - личные вещи композитора и членов его семьи, фотографии, документы, живописные и графические работы, книги, нотные издания и многое другое. Основной фонд насчитывает более 10 000 единиц хранения, научно-вспомогательный — около 5 000. Ежегодно в июне проходит Танеевский музыкальный фестиваль.
Ко дню рождения Сергея Ивановича Танеева в Дютькове запланирована концертная программа.
25 ноября в 14.00 выступят певица Екатерина Лескова и испанский пианист Андони Андрада. В их исполнении прозвучат произведения И.С. Баха и С.И. Танеева.
26 ноября в 14.00 произведения композиторов С. Танеева, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Дж. Верди исполнят Заслуженный артист РФ А. Лундин (скрипка), лауреат Международных конкурсов Анастасия Мамяшева (скрипка), Заслуженный артист РФ Антон Кулапов (альт), лауреат Международных конкурсов Алексей Кропотов (виолончель).
Вход на мероприятия от 100 рублей
Адрес: Одинцовский городской округ, Звенигород, микрорайон Дютьково, д.23А
Сергей Иванович Танеев (1856 - 1915) родился во Владимире 13 (25) ноября 1856 в дворянской семье (его дядя Александр Сергеевич Танеев был камергером двора и композитором-любителем; брат Владимир Иванович – известный экономист и общественный деятель; двоюродная сестра – фрейлина двора Анна Вырубова). В десятилетнем возрасте поступил в только что открывшуюся Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 с золотой медалью по классам фортепиано Н.Г. Рубинштейна и композиции П.И. Чайковского. Танеев был любимым учеником Чайковского и его близким другом, нередко исполнителем его сочинений, а также их редактором и аранжировщиком. После образовательной поездки за рубеж преподавал в Московской консерватории музыкально-теоретические предметы, а затем фортепиано; в 1885–1888 годах по просьбе Чайковского возглавил консерваторию; в дальнейшем вел специальные курсы полифонии и музыкальной формы. В 1905 году в знак солидарности с Н.А.Римским-Корсаковым, уволенным из Петербургской консерватории, ушел из Московской консерватории и продолжал занятия с учениками частным образом. Среди консерваторских студентов Танеева – композиторы С.В. Рахманинов, А.Н. Скрябин, Н.К. Метнер, С.М. Ляпунов, Р.М. Глиэр, А.Т. Гречанинов и многие другие; большинство из них постоянно обращалось за советами к Танееву и после окончания обучения. В круг общения Танеева входили не только музыканты; он неоднократно встречался с Л.Н. Толстым (несколько раз проводил летний отпуск в Ясной Поляне, не став, однако, при этом «толстовцем»), живо интересовался поэзией символизма (особенно ритмическим ее аспектом) и был лично знаком с молодыми московскими поэтами; оригинальным увлечением Танеева были занятия эсперанто (на этом языке написана большая часть его дневников).
После смерти Н.Г. Рубинштейна и П.И.Чайковского Танеев оказался центральной фигурой музыкальной жизни – как педагог, пианист (солист и в особенности великолепный ансамблист), дирижер, ученый и, главное, музыкант огромного кругозора, безупречного вкуса и человек высочайшей нравственной чистоты и ответственности. В период после 1905 он был одним из основателей Народной консерватории, учредителем и участником общества «Музыкально-теоретическая библиотека», сотрудником музыкально-этнографической комиссии при Московском университете и т.д. С начала 1890-х годов работал над изучением полифонии строгого стиля старых западных мастеров, поскольку считал, что именно освоение этих приемов и форм может обогатить в дальнейшем русскую музыку, которая в своем историческом развитии миновала период строгого стиля (в особенности желательным Танеев считал такой путь для русской духовной музыки, и сам сделал несколько опытов в данном направлении). Результатом его труда стало масштабное исследование Подвижной контрапункт строгого письма (1889–1906; издано в 1909) и незаконченное и изданное посмертно Учение о каноне.
Как композитор, Танеев являлся признанным главой московской школы. В числе прочего много способствовал сближению петербургской и московской ветвей русской музыки (например, часто исполнял произведения Римского-Корсакова, Глазунова и других петербургских авторов в Москве и сам вошел в петербургский Беляевский кружок). В стиле Танеева ощутимо влияние Чайковского (особенно в ранних произведениях), а также опора на западноевропейскую классику (Бах, Бетховен).
Композиторское наследие Танеева велико по масштабам и разнообразно по жанрам, в нем представлены и опера (Орестея, первая опера зрелой русской школы на античный сюжет, поставлена в 1895), и симфония (четыре симфонии, среди которых наиболее интересна Четвертая, 1898), и оригинальная вокальная лирика (в том числе на стихи современников Танеева – поэтов-символистов). Наиболее крупные достижения связаны с хоровыми, кантатными жанрами и камерными ансамблями. Танеев – автор лучших русских вокально-симфонических произведений этого периода: лирической кантаты Иоанн Дамаскин на стихи А.К. Толстого (1884) и монументального полотна «По прочтении псалма» на стихи А.С. Хомякова (1915), а также превосходных отдельных произведений и циклов для хора без сопровождения на стихи русских поэтов, где блестяще применяется сложная полифоническая техника. То же можно сказать о его многочисленных ансамблях (около 20 сочинений: трио, квартеты, квинтеты), где особенно ясно ощутим строгий и возвышенный тип танеевского мышления, не лишенный при этом ни яркого драматизма, ни целомудренной лирики.
Умер Танеев в деревне Дютьково под Звенигородом 6 (19) июня 1915.
Источник: https://дмшзвен.рф/shkola/taneev/
© 2024. Комитет по культуре Администрации Одинцовского городского округа Московской области