Новости / Корни театральной культуры

Корни театральной культуры

Корни театральной культуры
Дата: 
2 мая 2023


Владетель сельца Одинцово Артамон Матвеев – первый устроитель театрального спектакля на Руси.
Первое театральное представление на Руси по образу и подобию европейского театра состоялось в 1672 году в селе Преображенском под Москвой по личному указу царя Алексея Михайловича. Зрителями спектакля были члены царской семьи, именитые бояре из свиты государя и приглашённые иностранные гости – узкий круг посвящённых лиц. Проходил спектакль в специально выстроенной «комедийной хоромине», куда простому человеку вход был запрещён. Помещение для «царской потехи» было обнесено крепким забором и надёжно охранялось. В ту далекую эпоху театр был придворным и постановки в нём были разовыми, зависящими от желания царя.
Организация первой постановки, которая называлась «Артаксерксово действо», была поручена учителю немецкой школы, пастору Иоганну Готфриду Грегори. Для русских театральное дело было настолько новым и непривычным, что всей подготовкой руководили немецкие «специалисты» – в летописи сохранились их имена и звания.  Роли исполнялись исключительно мужчинами. Царь, будучи человеком благочестивым, поначалу не разрешал использовать музыку в спектакле, как явления «бесовского». Но потом отдал всё на усмотрение устроителей. Немецкие «артисты» были совсем не артисты, а собранные в немецкой слободе за Яузой-рекой молодые люди – дети иноземных купцов, докторов, учителей, служилых людей, имеющие представление о театральном искусстве.
Спектакль прошёл с большим успехом, и царь Алексей Михайлович щедро наградил актёров и всех устроителей «Артаксерксова действа». Всем шестидесяти четырём исполнителям он дозволил «быть у руки его и велел дать своего государева жалованья в стола место корму и питья с дворцов».
Что подвигло царя, воспитанного на патриархальных устоях Домостроя, разрешить невиданное доселе театральное действо?
Историки предполагают, что причиной тому был второй брак Алексея Михайловича: после смерти своей первой жены Марии Милославской, государь получил от духовенства благословение жениться второй раз. В жёны он взял девицу Наталью Нарышкину – воспитанницу своего ближнего боярина и верного друга Артамона Матвеева. Наталья Кирилловна была девица весёлого характера и живого нрава, склонна к всевозможным развлечениям. К тому же, воспитываясь в доме у Артамона Матвеева, будущая царица вращалась в обстановке вполне европейской. Боярин Матвеев был женат на иностранке, и в доме его устраивались музыкальные вечера и собрания для именитых гостей. По версии исследователей, Артамон Матвеев и подсказал царю развлечь молодую жену «комедией». Сам боярин, как заведовавший Посольским приказом, взял на себя все переговоры с иноземными гражданами об устроении театрального представления, организационную часть и хлопоты по строительству «комедийной хоромины».
Русские актёры в царских спектаклях появятся много позже и не без усилий того же Артамона Матвеева.
 
Рубрика «За театр!» – совместный проект Комитета по культуре и Одинцовского любительского театра.
Благодарим режиссёра Народного коллектива «Одинцовский любительский театр» Светлану Лапшину за участие в просветительском проекте.
 
#культураподмосковья #культураого #комитетпокультуреодинцовскийокруг #событияодинцовозвенигород #культураодинцовозвенигород #нацпроекткультура #олт #затеатрпроект #одинцовскийлюбительскийтеатр



Яндекс.Метрика