КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Новости / Памяти иконописца и реставратора Владимира Комаровского
Поделиться:
Памяти иконописца и реставратора Владимира Комаровского
5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне был расстрелян художник Владимир Комаровский.
На привокзальной площади железнодорожной станции Жаворонки расположено типовое здание торгового центра. И лишь неприметная табличка на фасаде напоминает о том, что меньше века назад на этом месте находился дом, которому суждено было стать «последним адресом» одного из последних выдающихся художников иконописцев XX века – Владимира Алексеевича Комаровского (1883-1937).
В 1931 году семья Комаровских переехала в Жаворонки, где они поселились в одном доме с семьей Оболенских. В этот период, до очередного ареста в 1934 году Комаровский выполнил по эскизам Е. Е. Лансере роспись плафона на Казанском вокзале; сделал панораму Москвы для Геологического музея, серию декоративных панно для детского санатория «Ярополец», картины «Сказки Пушкина» для павильона в Измайловском парке, эскизы росписи для актового зала Московского государственного университета на Моховой.
Владимира Комаровского арестовали в доме в Жаворонках 27 августа 1937 года. Это был пятый его арест за 15 лет. Уходя, Владимир Алексеевич сказал родным - дочерям Антонине и Софье, младшему восьмилетнему сыну Федору и парализованной жене: «Молитесь Божией Матери». Старший сын Алексей в это время уже третий год находился в лагере.
Судьба Владимира Комаровского решилась несколькими днями позже. По обвинению в «контрреволюционной деятельности» его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.
Владимир Алексеевич Комаровский родился 8 октября (20 октября) 1883 года в Санкт-Петербурге в старинной дворянской семье. Прадед – один из четырех генерал-адъютантов императора Александра I, двоюродный дед – Дмитрий Веневитинов, поэт пушкинской эпохи, отец – граф Алексей Егорович Комаровский, художник-любитель, хранитель Оружейной палаты Московского Кремля, старший брат Василий – известный поэт Серебряного века.
Искусство окружало его с детства, и, проучившись три года на юридическом факультете, он в итоге отдал предпочтение ремеслу художника. Началось обучение: Императорская Академия художеств, затем парижские мастерские Академии Жюлиана и Коларосси, уроки В.А. Серова, путешествия по Италии, где Комаровский влюбляется в искусство Раннего средневековья. Картины молодого живописца появлялись на выставках в Вене, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, где их замечали и даже хвалили художественные критики.
1910 год стал переломным в творческой судьбе художника. В Русском музее императора Александра III, благодаря старому другу семьи Комаровских художнику П.И. Нерадовскому, был открыт отдел древнерусской иконописи. Началась новая эпоха собирания, изучения и реставрации древних икон. Потемневшие старинные доски, очищенные от позднейших записей, показали всю красоту иконописного наследия Древней Руси. Иконопись стала делом жизни Комаровского. Он начал с копирования старинных образцов в музее, а вскоре получил и первые заказы. В 1911-1913 гг. работал вместе с известным художником Д.С. Стеллецким над иконостасом храма в имении графа А.О. Медема «Александрия» в Саратовской губернии, в 1913-1915 гг. создал иконостас для храма преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле (оба храма позже были разграблены, иконостасы не сохранились). В 1915 году написал большие иконы Спасителя и Богоматери для Успенской церкви Ольгина монастыря близ Мцхеты в Грузии (местонахождение икон неизвестно). При этом Владимир Комаровский был известен не только как художник-иконописец, но и как выдающийся теоретик иконописи, один из основателей общества «Русская икона».
По материалам Одинцовского историко-краеведческого музея
© 2024. Комитет по культуре Администрации Одинцовского городского округа Московской области