Новости / Продукция вязёмских кустарей на Всемирной выставке в Париже

Продукция вязёмских кустарей на Всемирной выставке в Париже

Продукция вязёмских кустарей  на Всемирной выставке в Париже
Дата: 
2 января 2024


Мы продолжаем рассказывать об истории Вязёмского складочно-потребительского общества и кустарных промыслов в подмосковном Голицыно. В 1900 году продукция вязёмских лозоплетельщиков отправилась на Всемирную выставку, которая прошла в Париже с участием 35 стран. Это был один из крупнейших международных выставочных проектов, специально для которого были построены Лионский вокзал, мост Императора Александра III через реку Сену, Большой и Малый дворцы, была запущена первая линия парижского метро. За семь месяцев проведения выставки её посетили более 50 миллионов человек. Интересно, что в рамках мероприятий Всемирной выставки в Париже прошли II Олимпийские игры.
Российская Империя заняла на выставке самую большую площадь -24 000 м2. Для некоторых частей экспозиции были построены отдельные помещения. Центральным павильоном стал построенный по проекту Роберта Мельцера Павильон русских окраин. Он был выполнен из кирпича и  повторял архитектуру Московского и Казанского кремлей. В его оформлении приняли участие художники Александр Головин и Константин Коровин. Они же оформили Кустарный павильон, построенный по проекту архитектора Ильи Бондаренко.  Павильон называли «Русской деревней» или «Берендеевкой». Большинство деревянных построек Кустарной улицы изготовили в России, а затем привезли в Париж и собрали. 
В сказочном городке можно было увидеть шатровую рублёную церковь, украшенную деревянной резьбой. В церкви находились древнерусские иконы, а также продукция русских монастырей. Рядом располагался боярский терем, созданный по типу светлиц 17 века. В другом здании была представлена настоящая русская ярмарка: в открытой галерее выставили все разнообразие русских промыслов.Все здания были украшены растительными и зооморфными орнаментами, удивляя посетителей причудливыми архитектурными объемами.В интерьере Отдела присутствовала знаменитая керамика абрамцевского художественного кружка, в частности, камин «Микула Селянинович и Вольга», выполненный по эскизам М.А. Врубеля. Почти у каждого павильона были устроены завалинки и деревянные лавки, а также высажен газон с подсолнухами. 
Илья Бондаренко получил бронзовую медаль за Русский Кустарный Павильон.  Позже архитектор вспоминал: «Отдел производил фурор необычайной оригинальностью своих построек, а после закрытия выставки все павильоны были куплены в дачные места, а главный павильон приобрела Сарра Бернар для своей виллы, где-то под Парижем …».
В экспозиции Всемирной выставки  были представлены корзины, изготовленные в учебной мастерской Московского губернского земства. 
 За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград: 212 высших (Гран-при), 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Интересно, что гран-при получил «Лысьвенский доменный и молотовый завод» за кровельное железо, которым до сих пор покрыты крыша Британского парламента и до недавнего времени - купола собора Парижской Богоматери. Всех изумил литой чугунный павильон площадью 90 квадратных метров, созданный по проекту архитектора Баумгартена.  Поражала красотой и изяществом топографическая карта Франции — мраморное панно, толщиной 8 см и площадью в 1 квадратный метр, на котором мозаикой были набраны 86 департаментов Франции. Для их обозначения использовались уральские яшмы, агат, авантюрин, нефрит, сердолик и другие камни. Названия городов выполнялись золотом, а реки и озера обозначались платиной. Этот шедевр в наши дни хранится в Компьеньском дворце во Франции.
Французская газета "Liberte" писала: 
"Мы находимся под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений". 
После триумфа в Париже продукция вязёмских лозоплетельщиков получила ещё большую известность, увеличился спрос на  плетёную мебель, предметы интерьера, корзины, посуду. В реализации товара помогал Кустарный музей, созданный на тот момент в Москве. 

 
  
  
  
  
  
  
 




Яндекс.Метрика