Новости / Рубрика «За театр». «Харизма» или актерское мастерство?

Рубрика «За театр». «Харизма» или актерское мастерство?

Рубрика «За театр». «Харизма» или актерское мастерство?
Дата: 
24 апреля 2025


«Харизма» или актерское мастерство?
«Харизматичный актер», «У него такая харизма»… Совсем недавно проникло в повседневную речь современного человека это загадочное слово  – «харизма». И почему-то именно этой «харизмой» стали мерить актерский талант. В чем здесь дело? Что такое это самое «харизма» и как она относится к актерскому мастерству? 
Вот что растолковал толковый словарь по термину «харизма»: «это способность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении взывать к «сердцам» других людей». И еще: «Обычно под харизмой понимают совокупность эмоционально-психических способностей человека, благодаря которым его оценивают как одарённого особыми качествами, при этом зачастую он не имеет каких-либо особенных внешних данных». 
По сути, сегодня под харизмой подразумевают то, что раньше называлось обаянием; тем самым набором неуловимых, личных качеств, благодаря которым человек запоминается и становится притягательным для других людей. Оба понятия «обаяние» и «харизма», конечно не будут лишними для артиста. Но только ли этими характеристиками справедливо измерять актерскую работу? 
Ведь задача артиста не собственной харизмой торговать, а создавать образ, отличный от него самого. А чаще случается наоборот: кроме «харизмы» мы ничего на сцене не видим. Актер во всех ролях одинаковый. Он выходит, включает «харизму» и… не перестает быть собой, тогда как его прямой обязанностью является создание образа отличного от самого себя. Зритель же «словив «харизму» перестает задаваться вопросами: насколько удалось артисту передать характер того человека, которого он играет? Убедителен для меня этот актер в этой роли или нет? Узнаю я в нем героя пьесы или вижу знакомого артиста с приклеенной навсегда «харизмой»? Он вообще меняется – этот артист? Поручи ему хоть врача, хоть палача, хоть благородного дворянина, хоть Мальчиша-плохиша, актер все в одном состоянии – излучает обаяние с «харизмой» на лице. 
Странно и то, что зрителю так мало надо. Иссякла у зрителя потребность подмечать отличительные черты человека-артиста и сравнивать их с чертами того героя, которого играет артист. Перестал зритель анализировать и думать, читать и ориентироваться в актерском искусстве, перестал требовать от себя понимания театра, а от актера перестал требовать соответствия тому образу, который он взялся воплощать в жизнь. Ни Ромео, ни Гамлет, ни Жанна д’Арк, ни Офелия не могут быть созданы актером только при наличии одной «харизмы». Необходим долгий и упорный труд по изучению эпохи, погружение себя в обстоятельства этих людей, бесконечные попытки вызвать в себе сходство с их мыслями, чувствами, образом жизни. Необходимы анализ их действий, необходимо ставить себя на место героя и проверять насколько мои личные устремления соответствуют устремлениям персонажа. Это актерская работа. Трудная, напряженная и психологически тяжелая работа. Но именно за нее и ценят актерский труд. За то, что артист благодаря своему труду создает образ, способный вдохновить человека на подвиг, на иную, прекрасную жизнь. Создает образ, который становится примером для целых поколений и воспитывает цельных, честных, благородных людей. Скажете, что сегодня что-то мало таких людей – честных, смелых, благородных? Справедливо скажете. Это отчасти потому, что актер не выполняет свою работу. Он не создает на сцене героя, за которым хочется идти. Он не хочет трудиться, а хочет нравиться сам по себе. А публика ему подыгрывает. «Харизмой» восхищается. Зачастую даже не понимая, что обозначает это слово. 

#Одинцовскийокруг #культура_одинцовскийокруг #культураОГО #ЗаТеатр
https://vk.com/oltheatre




Яндекс.Метрика