КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ
Администрации Одинцовского городского округа Московской области
Новости / Рубрика «За театр»: Пролог в театре.
Поделиться:
Рубрика «За театр»: Пролог в театре.
Пролог, введение, вступительное слово перед спектаклем появились в театре с незапамятных времен. В период Средневековья и в эпоху Возрождения без пролога не обходилось ни одно театральное представление. Авторы пьес даже начали прописывать текст пролога в начале пьесы.
«Пролог» - так назывался и актер, выходивший к почтенной публике и произносивший вступительную речь перед спектаклем. В тексте пролога в те давние времена обычно содержались хвалебные слова королю или герцогу, могущественному властелину, который помог или позволил устроить представление в своих владениях. Затем актер мог добавить несколько слов о содержании и достоинствах пьесы, которую зрителям предстоит смотреть. Позволялось также сказать несколько слов о труппе, которая будет исполнять пьесу. В заключение актер-пролог просил почтенную публику о снисхождении, если она найдет в пьесе или в игре артистов какой-либо изъян, а заодно просил зрителей набраться терпения, смотреть и слушать со вниманием и не покидать представления до конца.
В пьесе У. Шекспира «Гамлет» есть сцена, где один из артистов произносит пролог:
«Теперь для представления
Мы просим снисхождения
И толику терпения.»
«Что это, пролог или девиз на колечке?» - иронично интересуется Гамлет принц датский, удивленный таким односложным прологом. Вместе с Гамлетом иронизирует и Шекспир, давая нам понять, что вступление, как правило, было не таким уж коротким.
В конце 19-го века актуальность пролога в русском театре начала отпадать, а в культуре советского театра пролог совсем упразднили – длинные и пространные речи перед спектаклями стали считаться устаревшей нормой. Расточать хвалебные речи в адрес собственной постановки режиссеру советского театра не позволяла скромность, а вести воспитательные беседы со зрителем о правилах поведения в театре казалось неуместным. Зрительный зал заполняла образованная, начитанная публика, хорошо знакомая с текстом автора и с культурой поведения в театре. Необходимость пролога, казалось, ушла в прошлое навсегда.
И кто бы мог подумать, что он вернется на сцену в прогрессивном 21-ом веке! Современный театр вновь обратился к этой форме взаимодействия со зрителем. Вновь перед началом спектакля в зрительном зале появляется «пролог». Теперь его роль исполняет режиссер спектакля, поясняя публике смысл того, что ей предстоит увидеть; рассказывая о ценности спектакля и трудах, вложенных в постановку пьесы; предупреждая о необходимости внимательно смотреть и слушать, исключить пользование мобильными телефонами, разговоры в зале и перемещения во время спектакля.
Только в отличие от принца Гамлета, публика 21-го века настроена на то, чтобы пролог был как можно короче.
Рубрика «За театр» - совместный проект Комитета по культуре Администрации Одинцовского городского округа и Одинцовского Народного театра.
© 2024. Комитет по культуре Администрации Одинцовского городского округа Московской области